Ф О Т О В Ы С Т А В К А
Секция "Звуковые карты"

Назад к списку секций

Фотография Описание экспоната

1.Creative Sound Blaster 16
Знаменитая в прошлом звуковая плата. В свое время она была изделием достаточно высокой ценовой категории. Была изготовлена в 1994 году. Не Plug&Play, конфигурируется перемычками (можно изменять, например базовый адрес ввода-вывода: 220h, 240h, 260h...). Характеристики: стерео, 16-битная, частота дискретизации до 44100 Гц, синтез MIDI частотный, содержит программные регуляторы уровней входов и выходов, регуляторы тембра. Имеется дополнительный IDE-контроллер для подключения CD-ROM. На рисунке видно гнездо для сигнального процессора звуковых эффектов (например, для создания искусственного стерео).

В целом звуковая карта весьма удобная, совместима с подавляющим большинством программ, использующих звук как под DOS, так и под Windows. Эмулирует SB, SB20, AdLib. Звук неплохой, естественный, хотя уровень шумов мог быть и пониже. Звучание MIDI-синтезатора - неплохое для карт с FM-синтезом, но не сравнится со звучанием более новой SB AWE32 (у которой wave-синтез)


2.Creative Sound Blaster AWE32
А вот и AWE32, на мой взгляд одна из самых лучших звуковых карт для шины ISA. Была выпущена в 1995 году. Поддерживает Plug and Play. 16-разрядная, частота дискретизации до 44100 Гц. Эта карта замечательна своим волновым MIDI-синтезатором, обеспечивающим живое, естественное звучание музыки формата MIDI. Оцифрованные звуки настоящих музыкальных инструментов (сэмплы, патчи) загружаются в оперативную память звуковой карты. На фото вверху слева - два модуля обычной оперативной памяти SIMM 30pin емкостью по 1 Мб. Кроме волнового синтезатора установлен также сигнальный процессор, позволяющий создавать и усиливать стереоэффект: изменять глубину реверберации, хоруса. Есть программные регулировки тембра, баланса, громкости... Плата поддерживает технологию ASP (разгружающую центральный процессор при обработке и синтезе звука, распознавании речи). Но эта технология не нашела широкого применения. Поддерживается полный дуплекс: можно обновременно записывать и воспроизводить звук.

Как видите, набор возможностей AWE32 весьма широк. Чтобы ими воспользоваться полностью, нужны специальные программы. Например, проигрыватели музыки MIDI и MOD под DOS, написанные специально для AWE32/64. Их можно взять на этом сайте. Они обеспечивают превосходное звучание музыки, мало отличающееся от "живой" фонограммы. Правда уровень шумов у AWE32 мог быть и поменьше. Огромные размеры звуковой карты не позволили полностью отсканировать ее. Поэтому на фото не вошли края платы. Слева не поместился разъем для подключения IDE-шного CD-ROM


3.Analog Devices SoundPort AD1846
Довольно древняя и необычная 16-разрядная звуковая карта. Дату ее выпуска определить трудно, но вероятно это 1995 год. Карта сделана в Китае, что видно и по внешнему виду. Тем не менее, она неплохо работает, хотя с ее настройкой и установкой были некоторые проблемы. Хотелось бы обратить внимание на такую архаичную деталь, как колесико регулятора громкости (на фото справа между гнездами аудиоразъемов). "Легко и непринужденно" просунув руку к задней стенке компьютера, можно регулировать громкость :-).

На звуковой карте есть целых четыре интерфейса для подключения древних CD-ROM'ов: IDE, Panasonic, Mitsumi, Sony. Так что с ее помощью возможно оживить почти любой древний CD-привод. А вот MIDI-синтезатор у AD1846 частотный, и не особенно хороший. Зато уровень шумов платы весьма низкий, кроме того, DOS'овский MP3 плеер DSS может работать с ее чипом напрямую (OPTi audio chips). Так что слушать MP3 с помощью AD1846 было приятно.


4.Creative Vibra 16
Аналог Creative Sound Blaster 16, выпущенный в 1997 году (SB16 появилась в 1994 году). Собран на более современной элементной базе, поэтому содержит гораздо меньше деталей, чем классический SB16 (см. выше). Практически все функции выполняет одна небольшая микросхема. В отличие от SB16, не имеет контроллера Secondary IDE для подключения CD-ROM. Вовсе не потому, что эта плата "дешевая" (более "крутая" AWE64 тоже не содержит IDE), а по причине ненужности контроллера. К 1997 году почти все материнские платы уже имели встроенный двухканальный EIDE-контроллер, так что третий, на звуковой карте, оказался ненужным, более того - создавал проблемы. В отличие от древнего SB16, Vibra 16 поддерживает Plug and Play.

Итак, Vibra 16 можно порекомендовать многим пользователям даже сегодня: это достаточно удачное "фирменное" изделие с неплохим звуком, вполне совместимое с Sound Blaster 16. Так что проблем с совместимостью нет: практически все программы под DOS и Windows будут работать с этой звуковой картой, а Windows 95/98 ее легко определят и установят


5.Gravis Ultrasound PnP
Знаменитая звуковая карта, популярная в прошлом у музыкантов (создателей трекерной музыки, демомейкеров...). Многие программы-трекеры, а также старые демки поддерживают "гуся" (так называют Gravis Ultrasound). Как и у всякой необычной вещи, у нее есть и немало сторонников, и немало противников. Одни говорят о плохом звуке и высоком уровне шумов, другие хвалят отличный волновой MIDI-синтезатор с возможностью программной загрузки патчей... Не могу сказать о "гусе" ничего определенного, поскольку у меня его, к сожалению нет (если бы "гусь" мне встретился, я бы его наверное купил). А фотографию "гуся" мне прислал посетитель этого сайта Dimouse

Назад к списку секций

Hosted by uCoz